Дидактическая теория К.Д. Ушинского. Характеристика статьи «Родное слово».

Ушинский внес большой вклад в разработку вопросов дидакти­ки. Особое внимание он уделял проблемам содержания образова­ния. Содержание образования должно включать прежде всего изучение родного языка. Гимном родному языку является статья Ушинского "Родное слово". В ней он сравнивает язык народа с распускающимся цветом всей духовной жизни нации, утверждая, что в языке одухотворен народ и его родина, что язык - самая живая связь, соединяющая отжившее, живущее и будущее. Родной язык является лучшим средством вос­питания, который учит естественно и успешно, откуда идет духов­ное, нравственное и умственное развитие.

Особое место Ушинский отводит изучению природы в силу ее познавательного и воспитательного значения.

Ушинский Дидактическая теория К.Д. Ушинского. Характеристика статьи «Родное слово». считал, что в первую очередь, в школе надо иметь ввиду душу учащегося в ее целости и ее органическое, постепенное и всестороннее раз­витие, а знания и идеи должны выстраиваться в светлый и, по воз­можности, обширный взгляд на мир и его жизнь. В этом гуманистическая позиция Ушинского - дидакта.

Ушинский подверг обоснованной критике как сторонников фор­мального образования (цель обучения - развитие умственных способ­ностей учащихся), так и материального (цель - приобретение зна­ний) за их односторонность.

Исходя из того, что в школе изучаются не науки, а основы наук, Ушинский различал понятия наука и учебный предмет и опреде­лил соотношение между ними. Заслуга его Дидактическая теория К.Д. Ушинского. Характеристика статьи «Родное слово». в том, что он занимался переработкой научных знаний в соответствии с возрастными и пси­хологическими особенностями учащихся, т.е. переработкой научной системы в дидактическую. Обучение рассматривалось Ушинским как посильная деятельность детей под руководством учителя. Учение должно быть трудом, раз­вивающим и укрепляющим волю детей. В области организации и конкретной методики учебного про­цесса Ушинский разрабатывал вопрос: как учить ребенка учиться, проблему активизации учебного процесса, познавательной деятель­ности, развития мышления, сочетания механического и логического запоминания, повторения, единства наблюдения и интереса, вни­мания, речи. Он научно обосновал и всесторонне развил ди­дактические принципы наглядности (связывая её с проблемой мыш Дидактическая теория К.Д. Ушинского. Характеристика статьи «Родное слово».­ления, речи и в целом развития личности), сознательности, посильности, последовательности, прочности.

Преподавание осуществляется двумя главными методами - син­тетическим и аналитическим. Методы дополняются приемами, их четыре: догматический (или предлагающий), сократический (или спрашивающий), эвристический (или дающий задачи), секро-сематический (или излагающий). Все они, сочетаясь или соединяясь в преподавании, применяются в каждом классе и на каждом уроке с учётом возраста учащегося и содержания предмета.

Большое внимание Ушинским уделялось уроку, разработке тре­бований к организации классных занятий: они должны давать проч­ные глубокие знания, учить добывать их самостоятельно, развивать познавательные силы и возможности школьника, воспитывать нравст­венно ценные качества. Ушинский выступает против Дидактическая теория К.Д. Ушинского. Характеристика статьи «Родное слово». трафарета, схе­матизма и шаблона в построении урока, формализма, который ско­вывает творческую инициативу учителей. Им дана типология уро­ков. Ушинский обосновал звуковой, аналитико-синтетический ме­тод обучения грамоте в начальной школе, объяснительное чтение. Им показана необходимость изучения природы и использования ее как средства всестороннего развития личности школьника, воспи­тания наблюдательности, развития логического мышления.



В правильно организованной школе, связанной с жизнью и современностью, ведущую роль Ушинский отводил учителю. Ушинский утверждал личность учителя-воспитателя центром и душой школы. Учитель должен иметь твердые убеждения; глубокие знания и умения по тем наукам, которые он будет преподавать; знать педа­гогику, психологию, физиологию; овладеть Дидактическая теория К.Д. Ушинского. Характеристика статьи «Родное слово». практическим искусством преподавания; любить свое дело и беззаветно ему служить.


documentbchjzvl.html
documentbchkhft.html
documentbchkoqb.html
documentbchkwaj.html
documentbchldkr.html
Документ Дидактическая теория К.Д. Ушинского. Характеристика статьи «Родное слово».